Суббота, 18.05.2024, 17:37 | Приветствую Вас Гость

ДЮСШ №1 г.Раменское - Русская лапта

Правила игры 





  I ВВЕДЕНИЕ
  Массовые виды спорта на протяжении веков играли роль защитника народов России от многих пороков, свойственных современному обществу. Причем в первую очередь они были призваны помогать молодежи, давая ей возможность приобщиться в активному и здоровому образу жизни, сформировать нормальную систему личных, семейных и национальных ценностей. Народный спорт, ориентированный не на высокие достижения, а именно на массовость, включает в себя десятки самых разннобразных спортивных и игровых дисциплин, не входящих в программы современных Олимпийских игр.
  Народный спорт исторически впитал в себя высоконравственную духовно - физическую энергетику этнокультуры многочисленных народов России - как коренных жителей, так и тех, для кого она стала второй Родиной. Наиболее ярким представителем массовых игровых видов народного спорта, зародившихся в России сотни лет назад, является лапта. 
  3 сентября 2007 г. была зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация лапты России» (ФЛР). У ее истоков стояли инициативные лидеры общественных объединений и просто активные граждане, представляющие абсолютное большинство территорий Российской Федерации. Всех их объединяло одно: любовь к исконно российской народной игре в лапту и готовность делать все от них зависящее, чтобы эта игра снова стала массовым явлением в нашей стране.  

  Руководители ФЛР: Шеянов В.П. - президент федерации, вице-президент Конфедерации национальных и неолимпийских видов спорта России, заслуженный работник физической культуры РФ; 
Рудинский И.Ф. - первый вице-президент ФЛР, Генеральный директор ЗАО «СИА Интернейшнл», генеральный попечитель ФЛР;
Смирнов В.Е. - вице-президент;
Черемисин В.П. - вице-президент;
Дорош Д.Х. - вице-президент;
П.Р. Попович - Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой СССР, заслуженный мастер спорта СССР.

  Одна из главных задач ФЛР – всестороннее содействие созданию наиболее благоприятных условий для широкого развития и пропаганды как подлинно массовых видов народной лапты, так и спортивных дисциплин игры в лапту (классической классификационной, малой лапты в крытых помещениях, мини-лапты на пляже, лапта на льду, на снегу, на воде, на траве), а также видов, не получивших пока широкой известности - игре на роликах, коньках, верхом и т.п. 
ФЛР намерена работать над созданием объединения всех российских и зарубежных любителей лапты в различных её вариантах. Лапта должна стать массовой народной игрой для организованного и содержательного досуга на уровне дворовых площадок муниципальных административных образований Российской Федерации для всех возрастных групп и контингентов населения, в том числе для граждан с ограниченными физическими возможностями. С другой стороны, у нее есть очень хорошие перспективы в качестве национальной спортивной (квалификационной и классификационной) игры, организуемой в особом формате для профессиональных спортсменов, тренеров, судей и организаторов соревнований. 
  Главной задачей ФЛР является объединение этих двух направлений в единое интернациональное физкультурно-спортивное движение, обеспечивающее всем его участникам широкие возможности сохранения и укрепления духовно-физического здоровья, совершенствования профессионального спортивного мастерства в подлинно национальной российской игре - лапте.
  Статья 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  В мини-лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, другая является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
Правила соревнований по мини-лапте разработаны на основе игры «Русская лапта».


 

  II. ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ

  Статья 2. ПЛОЩАДКА

  Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-20 м, длина - 25-35 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле (см. приложение).

  Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

  Статья 3. ШТРАФНАЯ ЗОНА

В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.

  Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

  Статья 4. ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО

Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

  Статья 5. БИТА

Бита изготавливается из цельного куска дерева или литьем из пластика. Длина биты от 60 см до 100 см, бьющая часть 4,5-5,5 см диаметром, диаметр рукоятки 2,5-3,5 см, рукоять должна иметь упор. 
  Комментарий. Длина биты и диаметр рукоятки зависит от индивидуальных особенностей игрока и разновидности удара.

  Статья 6. МЯЧ

Для игры в мини-лапту используется мяч для игры в большой теннис ярко желтого или оранжевого цвета, в зависимости от цвета покрытия на котором происходит игра и яркости и цвета освещения.

  Статья 7. ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД

Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

 

  III. УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ

  Статья 8. КОМАНДЫ

  Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

  Статья 9. ФОРМА

  Каждая команда должна иметь единую форму, в которой входят: майка (футболка), спортивные трусы (шорты), спортивная обувь для игры в залах, и бутсы для игры на газонах. Капитан команды обязан иметь повязку. Разрешается использовать для защиты игроков мягкие наколенники и налокотники. На футболках сзади должен быть номер размером 20 см в высоту и 10 см в ширину, спереди - на правой половине от 7 до 10 см, и спереди, слева на шортах. Разрешается использовать аббревиатуру клуба, региона, а также название спонсорских организаций, с согласия Федерации. Команда, играющая в нападении должна иметь манишку или майку, отличающуюся по цвету от цвета форма команды, для подающего игрока.
  Комментарий. Игроки, находящиеся на скамейке могут находиться в спортивных костюмах, но при выходе на площадку они должны быть в игровой форме, как при игре в защите, как при игре в нападении, так и при выходе на обратное осаливание.

В случае совпадения цвета формы, команда хозяев должна поменять цвет формы. Когда игра проводится на нейтральной площадке, либо в турнире, то команда, названная первой и записанная в протоколе первой должна поменять форму.

  Носки, гетры, гольфы, также должны иметь единый цвет. Рекламная надпись, сделанная на форме не должна мешать видимости номеров. Во избежание травм игроки не должны носить часы, браслеты, цепочки, перстни и т.д.

  Статья 10. КАПИТАН

  Каждая команда должна иметь своего капитана, у которого на руке, выше локтевого сустава должна быть повязка. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

  Статья 11. ТРЕНЕР КОМАНДЫ

  Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру.

  Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

 

  IV. СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ

  Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнование. В состав судейской коллегии данных соревнований входят: гл. судьи, зам.гл.судьи, гл.секретарь, старшие судьи, судьи на линии, секретари, информатор, хронометрист, гл.врач соревнований. На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь. В случае необходимости и в зависимости от ранга соревнований может назначаться два судьи на линии, судья - хронометрист, судья - информатор, инспектор матча.

Все судьи должны быть опрятно одетыми в спортивную судейскую форму по цвету, отличающуюся от цвета играющих команд.

  Статья 12. ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ

  Главный судья соревнований следит за строгим выполнением всеми участниками и судьями соревнований настоящих правил. Он назначает судейские бригады на игры, проверяет до начала соревнований места про ведения игр, проводит заседания судейской коллегии.

  Статья 13. СТАРШИЙ СУДЬЯ

  Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

  Статья 14. ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ

  Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

  Статья 15. СЕКРЕТАРЬ

  Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

  Статья 16. СУДЬЯ ХРОНОМЕТРИСТ

  Судья хронометрист следит за временем начала игры и каждой четверти, и их окончании. За 1 минуту до конца оповещает ст.судью и зрителей (в случае если нет табло). В зависимости от уровня соревнований обязанности хронометриста может исполнять секретарь.

  Статья 17. ВРАЧ СОРЕВНОВАНИИ

  Врач соревнований является зам.главного судьи. Он проверяет допуск игроков к соревнованиям, осуществляет медицинское наблюдение в ходе игр. В случае необходимости оказывает первую медицинскую помощь и дает заключение о дальнейшей возможности вести игру игроку, получившему травму и о его замене. Следит за соблюдением правил гигиены и санитарно-медицинских требований.

 

  V. ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА

  Статья 18. ИГРОВОЕ ВРЕМЯ

  Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
  Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

  Статья 19. НАЧАЛО ИГРЫ

  Игра начинается с приветствия команд. Правила жеребьевки определяет главный судья соревнований. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

  Статья 20. УДАРЫ ПО МЯЧУ

  Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

  Статья 21. ПОДАЮЩИЙ

  Подающий должен быть одет в другой цвет формы или манишку. По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

  Статья 22. ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)

  Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

  Статья 23. ВЫНОС МЯЧА

  Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

  Статья 24. ОСАЛИВАНИЕ

  Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

  Статья 25. ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ

  После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

  Статья 26. САМООСАЛИВАНИЕ

  Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

  Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.

  Статья 27. ПЕРЕБЕЖКИ

  Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.

 

  VI. ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ

  Статья 28. ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ

  Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.

Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.

 

  VII. НАРУШЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

  Статья 29. НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ

  Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.

  Статья 30. НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ

  Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.

  Статья 31. НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ

  Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.

 

  VIII. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

  Статья 32. ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

  Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

  Статья 33. КРАСНАЯ КАРТОЧКА

  При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязав покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном по ведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

 

  IX. ПРАВИЛА ОТСЧЁТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ

  Статья 34. МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ

  Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.

   





Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат